Возрастная маркированность коммуникации в современной России

Возраст выступает как одна из важнейших переменных коммуникации, оказывающая влияние на весь ход общения.

Актуальность проекта определяется:

  • значимостью коммуникации для воспитания молодежи;

  • необходимостью достижения взаимопонимания между представителями разных поколений;

  • динамикой восприятия возраста, связанной с социальными процессами в России и за рубежом;

  • пенсионной реформой, требующей обновления дискурса о продлении периода активной деятельности людей старшего поколения.

Цель проекта

Системный анализ особенностей коммуникации людей разных возрастов, их реализации в межличностной,

публичной и массовой сферах общения и разработка сетевого научно-образовательного проекта на обозначенную тему

на базе Технопарка ВГСПУ.

Реализация проекта

  • исследовать динамику отношения к возрасту в России XX – XXI вв.;

  • рассмотреть стереотипы восприятия детей, молодежи и пожилых людей в российском межличностном, публичном дискурсе и СМИ;

  • выявить соотношение возраста с другими коммуникативными переменными: гендером, социальным статусом, уровнем образования, этнической принадлежностью;

  • вывести закономерности использования языка представителями разных возрастных групп на различных языковых уровнях;

  • сопоставить предпочитаемые и табуированные темы общения в коммуникации представителей разных возрастных групп;

  • изучить коммуникативные и поведенческие стратегии людей разных возрастов в межличностном общении и соцсетях и способы преодоления эйджизма;

  • определить способы и средства коммуникативной адаптации к людям разных возрастов;

  • предложить оптимальные пути взаимодействия с учетом возраста как переменной коммуникации;

  • разработать модуль по исследуемой теме в виде очных и онлайн-занятий и внедрить их в курсы по ОПОП: «Основы теории коммуникации», «Межкультурная коммуникация», «Иностранный язык»;

  • разработать разделы ОПОП «Психология»: «Психология человека», «Психология развития» (профессиональная подготовка), внедрить их в курсы допрофессиональной и последипломной педагогической подготовки «Психолого-педагогический класс» и курсы повышения квалификации для учителей (последипломная педагогическая подготовка);

  • подготовить материалы для разработки и реализации сетевого научно-образовательного проекта: «Возрастная маркированность коммуникации в современной России».