Возрастная маркированность коммуникации
в современной России
Возраст выступает как одна из важнейших переменных коммуникации, оказывающая влияние на весь ход общения.
Актуальность проекта определяется:
значимостью коммуникации для воспитания молодежи;
необходимостью достижения взаимопонимания между представителями разных поколений;
динамикой восприятия возраста, связанной с социальными процессами в России и за рубежом;
пенсионной реформой, требующей обновления дискурса о продлении периода активной деятельности людей старшего поколения.
Цель проекта
Системный анализ особенностей коммуникации людей разных возрастов, их реализации в межличностной,
публичной и массовой сферах общения и разработка сетевого научно-образовательного проекта на обозначенную тему
на базе Технопарка ВГСПУ.
Реализация проекта
исследовать динамику отношения к возрасту в России XX – XXI вв.;
рассмотреть стереотипы восприятия детей, молодежи и пожилых людей в российском межличностном, публичном дискурсе и СМИ;
выявить соотношение возраста с другими коммуникативными переменными: гендером, социальным статусом, уровнем образования, этнической принадлежностью;
вывести закономерности использования языка представителями разных возрастных групп на различных языковых уровнях;
сопоставить предпочитаемые и табуированные темы общения в коммуникации представителей разных возрастных групп;
изучить коммуникативные и поведенческие стратегии людей разных возрастов в межличностном общении и соцсетях и способы преодоления эйджизма;
определить способы и средства коммуникативной адаптации к людям разных возрастов;
предложить оптимальные пути взаимодействия с учетом возраста как переменной коммуникации;
разработать модуль по исследуемой теме в виде очных и онлайн-занятий и внедрить их в курсы по ОПОП: «Основы теории коммуникации», «Межкультурная коммуникация», «Иностранный язык»;
разработать разделы ОПОП «Психология»: «Психология человека», «Психология развития» (профессиональная подготовка), внедрить их в курсы допрофессиональной и последипломной педагогической подготовки «Психолого-педагогический класс» и курсы повышения квалификации для учителей (последипломная педагогическая подготовка);
подготовить материалы для разработки и реализации сетевого научно-образовательного проекта: «Возрастная маркированность коммуникации в современной России».