Функционально-прагматические характеристики
коммуникации людей разного возраста
в современной России
Предлагаемое исследование является продолжением научного проекта «Возрастная маркированность коммуникации в современной России», поддержанного грантом ВГСПУ 2023 года.
Актуальность проекта определяется:
важностью понимания возрастных особенностей коммуникации студентами педвуза;
значимостью когнитивного моделирования возраста на основе его отражения в языке и возможностью применения полученных данных в моделях искусственного интеллекта;
необходимостью осмысления закономерностей межпоколенной адаптации;
социальной динамикой восприятия возраста в России и за рубежом;
трансформацией публичного дискурса, направленного на продвижение идеи о с продлении периода активной деятельности людей старшего поколения.
Цель проекта
Рассмотрение функциональных и прагмалингвистических особенностей общения людей, принадлежащих к разным поколениям, с последующим внедрением полученных результатов в сетевой научно-образовательный проект по указанной тематике на базе Технопарка ВГСПУ.
Реализация проекта
продолжить работу по выявлению закономерностей использования вербальных и невербальных средств детьми, молодежью и представителями старшего поколения;
описать наиболее яркие коммуникативные стратегии и поведенческие паттерны, типичные для представителей разных возрастных групп в межличностном и публичном общении;
исследовать этику коммуникации и ее соотношение с возрастом;
рассмотреть мониторинг как фактор регулирования коммуникативного процесса и его роль в межпоколенном общении;
продолжить анализ соотношения возраста с другими аспектами личностной идентичности: гендером, социальным статусом, уровнем образования, этнической принадлежностью;
изучить закономерности формирования стереотипов разных возрастных групп (например, «удобный ребенок», «избалованный ребенок», «ненужный ребенок») и способы их языкового выражения;
рассмотреть разновидности эйджизма и пути преодоления дискриминации людей по признаку возраста;
сопоставить понятия «поколенческий разрыв» и «поколенческая коллаборация», определить способы их проявления в коммуникации;
выявить возможные пути оптимизации общения между представителями различных возрастных групп;
апробировать модуль по исследуемой проблеме в виде очных и онлайн-занятий на темы: «Понятие возраста», «Особенности коммуникативного поведения детей», «Особенности коммуникативного поведения молодежи», «Особенности общения людей старшего возраста», разработанных в процессе реализации гранта ВГСПУ 2023 года, в курсах по ОПОП: «Основы теории коммуникации», «Межкультурная коммуникация», «Практический курс английского языка» с использованием ресурсов Технопарка ВГСПУ. Согласовать использование этих модулей с коллегами с других кафедр в ОПОП «Психология»: «Психология человека», «Психология развития» (профессиональная подготовка). Продолжить разработку и реализацию сетевого научно-образовательного проекта: «Возрастная маркированность коммуникации в современной России», начатую в 2023 году, в том числе с использованием зон Технопарка для моделирования учебных ситуаций.